Мозг синхронизации Часть IV. Серверы управления шоу
Роман Вакулюк
www.gst.moscow
jiglightmedia@gmail.com
Все устройства синхронизации во время шоу делятся на два типа: управляющие и подчиненные. Подчиненные устройства — это световые пульты, медиасерверы, системы управления механикой – в общем, все, что принимает протоколы синхронизации. Управляющие устройства — это устройства, которые транслируют протоколы синхронизации. По сути, эти устройства представляют из себя медиаплееры с расширенными возможностями управления и контроля.
Прежде чем приступить к рассмотрению сложных систем синхронизации, рассмотрим простейший вариант синхронизации шоу при помощи SMPTE LTC.
Так как LTC – это цифровой сигнал, передаваемый по аудиоканалу, этот код можно транслировать вместе с главной аудиофонограммой. И звуковой аудиоканал вместе с TimeCode транслировать на устройства, которые должны синхронизироваться по времени. Для начала нам нужен аудио TimeCode. Как его получить? В интернете можно найти программы и онлайн сервисы, которые могут его генерировать с заданными параметрами в аудиофайл, к примеру: http://elteesee.pehrhovey.net/
Теперь достаточно открыть аудиоредактор, вставить в мультитрек двухканальную фонограмму и одноканальный аудиофайл TimeCode и сохранить эту сессию как трехканальный аудиотрек, где первые два канала – это аудиотрек, а третий канал – это TimeCode. И теперь, чтобы воспроизвести этот трек, нужна многоканальная аудиокарта и любой плеер, который поддерживает многоканальные фонограммы. При воспроизведении трека аудиокарта будет транслировать SMPTE LTC на один из своих аудиовыходов, к которому можно подключить оборудование для синхронизации по времени.
Теперь разберем более сложные системы управляющих устройств синхронизации, которые предоставляют расширенные возможности. Все системы управления можно условно разделить на два типа: Show Control серверы и Show Control Soft.
К Show Control серверам относятся самостоятельные системы управления, собранные в одном корпусе с котроллерами управления. Один из таких примеров – это Show Control сервер фирмы Medialon.
У этой марки большой спектр различных технических решений. Флагманский сервер Show Master Pro может сам транслировать DMX для управления световыми приборами, у него есть физические порты для работы с синхронизацией через MIDI и SMPTE. Ко всему этому у сервера есть дополнительные, различного вида порты для подключения внешних устройств. На базе таких серверов можно строить разные конфигурации систем синхронизации, как самостоятельных, так и больших комплексных с аудиосерверами, световыми и видеопультами.
На схеме представлен пример возможной системы управления, в основе которой несколько Show Control серверов, работающих в комплексе.
Для программирования шоу в сервере есть программный интерфейс для создания сцен и команд, в котором есть возможность прописать сценарий работы любого уровня и сложности. К примеру, через специальные контроллеры сервер может привязываться к командам через телефонный звонок или SMS.
Но, несмотря на обширный спектр возможностей, у Show Control серверов есть свои особенности. Эти системы идеально походят для музеев, выставочных центров, магазинов, танцующих фонтанов, аттракционов, но не для концертной и театральной деятельности, т.к. такие системы не предполагают оперативного вмешательства во время шоу.
Другой вариант исполнения Show Control системы – это программный способ. По сути, это то же самое, что и Show Control серверы, только в этом случае нет жесткой привязки к оборудованию.
Это программное обеспечение, которое устанавливается на компьютер и к которому подключается периферийное оборудование. Количество таких программ великое множество. Разберем программное обеспечение Qlab от компании Figure53
В этой программе производители совместили возможности аудио- видеосервера и возможности сервера синхронизации.
Главное окно программы отображает содержимое шоу с командами (Cue) и переходами. Типы команд, которые можно вставить в шоу, располагаются слева и сверху от главного окна. Разберем возможности QLab при работе с синхронизацией.
QLab может транслировать TimeCode в двух форматах: MTC и LTC. Чтобы запустить TimeCode вместе с аудиотреком, необходимо вставить cue TimeCode сразу после аудиотрека и в настройках cue установить значение Auto-continue. Это означает, что TimeCode будет запускаться вместе с аудиотреком.
Теперь осталось выбрать тип временного кода, его формат, время старта и порты, на которые его транслировать. Особенность такого TimeCode в том, что если аудиотрек закончился, то TimeCode будет продолжать работать.
Чтобы такого не было, необходимо в нужном месте вставить дополнительную cue на остановку TimeCode с задержкой на запуск длиной в аудиотрек и запускать вместе с аудиотреком. И тогда по окончании фонограммы Time-Code тоже остановится.
Теперь разберем работу этой программы уже с MIDI. Qlab может передавать три формата MIDI сообщений: MIDI note, MSC и Midi SysEx. Последнее – это сообщение из группы SysEx в свободной форме в шестнадцатиричной системе, вводимое пользователем с клавиатуры.
Чтобы отправить MIDI сообщение, нужно в рабочий cue list вставить MIDI cue. В настройках cue можно выбрать тип сообщения. Если это MIDI note, то в сообщении можно указать канал MIDI, номер ноты и значение громкости.
Если это MSC, то в сообщении указываем формат сообщения, команду и назначение (Qlist, Qnumber, Qpath).
Эти MIDI сообщения можно привязывать к действиям в CueList по запуску аудиотрека или прописать последовательность MIDI-команд по времени, тем самым синхронизируя работу внешнего оборудования по MIDI.
Если коротко, то QLab – очень мощная программа для работы с аудио и видео, с помощью которой быстро и удобно можно прописать шоу с синхронизацией. QLab поддерживает работу с многоканальными аудиовидеотреками и аудиокартами. При работе с MIDI программа позволяет установить индивидуальные настройки для каждого cue, будь то TimeCode или MIDI сообщения, в отличие от других подобных программ, где настройка временного кода и MIDI устройств для всего шоу одна.
Программы, подобные QLab, универсальны, так как коммутируются с принимающими устройствами посредством универсальных интерфейсов передачи данных. Такая логика не подразумевает обратной связи от синхронизируемых устройств, т.к. в этом нет большой необходимости. Но есть пульт, где логика программирования отличается от всех остальных, и это Grand MA2. Специально для таких систем управления создали софт с обратной связью. Называется он TimeLord.
TimeLord может работать по TimeCode и с другими пультами, но давайте разберем особенности работы с системой Grand MA2. Прямая и обратная связь пульта и TimeLord осуществляется через сеть MA2Net посредством протоколов MSC и Telnet. Чтобы подключить TimeLord к пульту, во-первых, необходимо, чтобы TimeLord и пульты были в одной сети MA2Net. Во-вторых, на пульте в настройках должен быть активирован Telnet. И тогда устройства будут готовы для коннекта. Чтобы это сделать, нужно в настройках TimeLord указать ip адрес пульта, логин и пароль для авторизации и нажать Connect.
Что нам это дает? Во-первых, можно синхронизировать СueList TimeLord с Timecode Pool в пульте. Если на пульте активировать Timecode (TC) из Timecode Pool, то автоматически в TimeLord активируется соответствующий ему аудиотрек и начнется воспроизведение.
Чтобы TimeLord знал, c каким аудиотреком синхронизировать в пульте TC, в настройках cue аудиотрека указывается MA2 Timecode ID, соответствующий номеру в пульте.
Так же функция синхронного воспроизведения работает и в обратном направлении. Если в TimeLord запустить аудиотрек, то в пульте автоматически активируется соответсвующий TC. Но разработчики TimeLord сделали еще пару удобных функций для работы с Grand MA2. В настройках TimeLord в разделе коннекта с пультом есть две кнопки: Show—> MA2; Show Мастер-класс 2 2017 (89)
QLab Pro 4.6.6
QLab позволяет легко создавать богатые мультимедийные проекты для живых перформансов и инсталляций. От Бродвея до Вест-Энда, в церквях, музеях, витринах магазинов, концертных залов, театров и во всем мире, люди используют QLab привести свои аудио и видео записи.
Using building blocks called «cues», you can create sophisticated designs in seconds. Getting started is as simple as dragging in a file and pressing «GO». From there, add commands to fade volume, animate videos, or add audio and video effects.
Once you master the basics, become a power user with advanced features like scripting, video corner pinning, multi-projector edge blending, audio localization, or even building multi-computer designs by sending commands to other QLab machines on your local network.
QLab comes in a variety of editions depending on your needs and can also be rented. Click here for pricing details.
Additionally, users of version 2 can purchase version 3 at a discounted price.
Audio Highlights:
- 48 channels of audio output
- 24 channels of audio input (file or microphone)
- Non-destructive audio waveform editing
- Adjustable playback rate with optional pitch adjustment
- Matrix mixer for every cue and audio device
- Apply audio effects to individual cues, across all cue outputs, or device outputs
- Custom fade curves
- Fade effect parameters for dynamic audio effects
- Unlimited slices per file, and import markers as slices
- Dead-easy vamping and musical transitions
Video Highlights:
- Slice and loop videos seamlessly
- Fade and animate videos
- Adjustable playback rate
- Preview cues with the audition window
- Many built-in video effects, or bring your own
- Overlay titles
- Live video input, including many Blackmagic devices
- Video surfaces help you focus on your design, instead of your projectors
- Syphon integration (input and output)
- Multi-projector edge blending
- Keystone correction & corner pinning
Version 4.6.6:
Added:
- Support for DS100 scene recall.
- Support for the Yarilo DMX PRO USB device.
Changed:
- The OSC message which allowed you to set a Video, Camera, or Text cue’s video effect have been changed from /cue/
/effect , which did not work (for boring technical reasons) to /cue/ /effectIndex which does work (also for boring technical reasons.)
Fixed:
- Changing the background color of a Text cue using AppleScript now works using the «backgroundRgbaColor» property of the cue’s «text format» record.
- A rare race condition that could cause QLab to freeze when closing audio devices.
- A rare and bizarre bug where using Apple’s AUMatrixReverb broke a certain kind of random number generator which could in turn break how QLab identified video surfaces.
- Performance improvements with opening workspaces.
QLab 3.1 Release Notes
August 12, 2014
3.1 is a big update, including several features that have been in the works for over half a year.
Please review the change log before deploying 3.1.
If you are currently running a show on 3.0.x, we do not recommend updating that show to 3.1, as some behaviors have changed.
GENERAL
ADDED: By popular demand, cue notes are now rich text again (you can change size, style, color, etc). Knock yerself out.
ADDED: You can now resize the top panel to show more notes or to hide the top panel entirely. Do this by dragging the top of the cue list header.
ADDED: The progress bars in the active cues list can now be dragged to seek to a specific time. Hold down the shift key for fine adjustments. Play/pause controls have also been added.
ADDED: A template system, for saving and loading template workspaces.
ADDED: An option to demo all the features of a Pro Bundle license. This mode is for trying out features only; saving, opening, and copy/cut/paste operations are disabled while it is active.
ADDED: The GO button becomes an Audition button when the Audition window is active, to make it clear that cues won’t be output to their normal destinations.
ADDED: The OSC Cue now has an option to send out a raw UDP string instead of an OSC message.
ADDED: You can now name OSC destinations in the OSC settings.
ADDED: Master MIDI / OSC override control panel, for turning incoming/outgoing MIDI/OSC off and on.
ADDED: Status display of incoming LTC stream, including signal strength and crosstalk detection.
ADDED: Script cues can now be run as a separate process, so slow scripts won’t cause QLab to hang. Note: Scripts with an implied tell application «QLab» block will not work with this option, and will need to have the tell block added explicitly or this option disabled.
ADDED: The location of AppleScript errors is now highlighted in the script cue inspector.
ADDED: «edit mode» and «show mode» are now AppleScript properties that can be queried or set on a workspace.
ADDED: Cues that are disarmed or running will not be selected as the random cue for groups in «start random child» mode.
ADDED: AppleScript hooks for some parameters of OSC cues.
CHANGED: Default panic duration has been reduced to 1 second.
CHANGED: The OSC remote control trigger for Stop All now triggers a Panic All, and is thus consistent with the MIDI remote control trigger of the same type.
CHANGED: You can now only drag the start/end/slice times using the top handle in the waveform view (the slice line itself is no longer draggable).
CHANGED: A devamp cue that automatically starts the next cue will allow the next cue to auto-load if specified.
FIXED: When manipulating many cues via AppleScript or OSC, a large delay in processing the script could be introduced if the inspector was open and displaying a cue.
FIXED: Other small bug fixes.
AUDIO
FIXED: Audio cues with no valid device patched will now play to the audition patch when the audition window is open.
FIXED: Device volume levels will not reset to unity when adding effects on device outputs.
ADDED: Support for stereo audio effects on cue outputs and device outputs.
ADDED: Bundling a workspace produces a text file listing all audio effects used.
ADDED: AppleScript hooks to getGang and setGang on the volume matrix, which work similarly to the getLevel and setLevel commands.
ADDED: More gang colors.
VIDEO
FIXED: Masks now apply to alpha instead of RGB, so surfaces can show through each other’s masked areas.
FIXED: Mask images now save relative paths, so bundled masks don’t break.
FIXED: Correctly set & display default video effect parameters for the built-in video effects.
FIXED: Panicking while the surface editor is open no longer requires an extra press of the Escape key.
FIXED: The surface editor now has undo support.
ADDED: A new Titles Cue dedicated just to, you guessed it, titles. (Basic Video license required.)
ADDED: Fade Cues can now fade video effect parameters.
ADDED: Ability to split surfaces for mesh warping. (Pro Video license required.)
ADDED: Linear and Bézier warp modes. (Pro Video license required.)
ADDED: Support for video output via Blackmagic DeckLink devices.
ADDED: The Audition window now shows all active surfaces.
ADDED: Ability to change the anchor point around which a cue’s scaling and translation take place.
ADDED: A shortcut to create new surfaces with a single screen assigned, automatically matching dimensions to that screen.
ADDED: A shortcut to create a new surface with an arrangement of identical screens and optional overlap.
ADDED: A 2×2 partial screen layout, for splitters like the Datapath x4.
ADDED: A layer option for surfaces. Cues are now sorted by cue layer within each surface (instead of globally), and surfaces are sorted by surface layer when rendering.
ADDED: Screens can now be rotated in 90° increments. This replaces the «Ceiling» checkbox in the surface editor. (Pro Video license required.)
ADDED: An option to show projector alignment guides. (Pro Video license required.)
ADDED: An option to bypass automatic edge blending on a per-projector basis.
CHANGED: Revamped video effects interface, now with draggable text fields for number values and ability to tab between fields.
CHANGED: Single-screen video surfaces are no longer special cases. They are created automatically only when creating a new workspace, and can be edited (with a Pro Video license) and deleted like any other surface. This fixes issues caused by QLab 3.0.x trying to manage single-screen surfaces while hardware changes and OS X changes display IDs unpredictably. As a result of this change, surface names must be unique.
CHANGED: Saving a grid image will now save only the area of the shuttered surface.
OSC API
ADDED: /toggleAuditionWindow — application-level OSC method to show or hide the audition window.
ADDED: /workspace/
ADDED: /workspace/
ADDED: /workspace/
ADDED: /workspace/
ADDED: /workspace/
ADDED: /workspace/
ADDED: /workspace/
ADDED: /cue/
ADDED: /cue/
ADDED: /cue/
ADDED: /cue/
ADDED: /cue/
ADDED: /cue/
ADDED: /cue/
ADDED: /cue/