Как настроить Windows для работы с дисплеями высокого разрешения
Всё чаще на форумах можно прочесть о том, что автоматическая настройка изображения в ОС Windows приводит к визуальному дискомфорту – слишком мелкий шрифт затрудняет чтение, крупные ярлыки занимают половину экрана, а сообщения в диалоговых окнах и другие элементы меню не умещаются в отведённое им место. При особо экстремальном сочетании настроек работа вообще становится невозможной сразу после включения. Благо, всё довольно легко настроить, причём для каждого пользователя по отдельности.
Операционные системы Windows Vista, 7 и 8 используют автоматическую подстройку параметров изображения по записи EDID монитора и с учётом драйвера видеокарты. При загрузке выбирается не только «родное» разрешение – изменяется также степень масштабирования текста и графических элементов меню. Часто это оказывается медвежьей услугой, но проблема решается за пару минут.
При разработке дизайна ОС и программ размеры всех элементов пользовательского интерфейса выбираются с учётом типичных значений пиксельной плотности. У большинства мониторов не так давно она составляла 96 DPI. В современных матрицах данный параметр существенно отличается. Например, ноутбуки ASUS ZENBOOK Prime и Sony VAIO SVD при диагонали экрана 11,6″ имеют разрешение 1920×1080. Соответственно, линейная плотность расположения пикселей составляет 190 DPI.
Обратная ситуация в том случае, если скромное разрешение используется на неадекватно большом для него экране. В продаже до сих пор встречаются такие мониторы, как LG Flatron E1910, Acer V193 и подобные им. Разрешение 1280×1024 при диагонали 19″ и соотношении сторон 4:3 даёт низкую пиксельную плотность – 84 DPI.
Подобрать подходящие параметры самостоятельно можно с помощью расширенных настроек изображения. Они находятся в панели управления в разделе «Оформление и персонализация». Подраздел «Экран» сразу открывается на вкладке «удобство чтения с экрана». По умолчанию предлагается нехитрый выбор масштаба текста: мелкий (100%), средний (125%) и крупный (150%). Чтобы подстроить его более тонко, зайдите на последнюю вкладку «Другой размер шрифта» – там его можно будет выбрать в диапазоне от 100 до 500% с шагом 1% (подберётся ближайшее возможное значение).
При выборе более 200% на большинстве экранов всё становится настолько крупным, что часто не удастся даже вновь вызывать это меню. Если вы допустили ошибку и не можете исправить её прежним способом, вызовите меню настройки напрямую. Для этого нажмите «Пуск» и в строке «Найти программы и файлы» введите «dpiscaling» (без кавычек) и нажмите
Интерфейс некоторых программ ограниченно совместим с режимом масштабирования. Для них его лучше отключить заранее. Сделать это можно избирательно для конкретных программ. В первую очередь это касается систем автоматизированного проектирования, браузеров (во время просмотра флэш-видео) и большинства игр. Для этого щёлкните на ярлыке правой клавишей мыши и в появившемся контекстном меню выберите «Свойства». Перейдите на вкладку «Совместимость» и установите флажок последнего параметра – «Отключить масштабирование изображения при высоком разрешении экрана».
Обратите внимание, что после обновления версии программы флаг этой опции будет сброшен.
Как легко уменьшить масштаб экрана на компьютере
Непропорциональное увеличение значков на экране ПК часто возникает после переустановки операционной системы либо обновления программного обеспечения и сильно раздражает пользователей, создавая дополнительную нагрузку на глаза. К счастью, для того чтобы уменьшить масштаб экрана на компьютере, не нужны сложные программы — проблема легко решается стандартными методами.
Способы настройки экрана
Варианты настройки могут различаться в зависимости от цели, которую преследует пользователь. Например, если ярлыки на рабочем столе кажутся слишком большими, но текст в приложениях и браузерах не растягивается, выходя за пределы экрана, можно обойтись без изменения разрешения: нужно просто кликнуть правой клавишей мыши на свободном участке десктопа, выбрать меню «Вид» и установить отметку возле пункта «Мелкие значки».
Этим же способом регулируют значки для папок в Windows 7, 8 и 10, предварительно выведя на экран содержимое любого жёсткого диска.
Для изменения масштаба в браузерах используют соответствующую кнопку, которую легко найти в главном меню. Чтобы текст и изображение уменьшились, нажимают на минус, чтобы растянулись — соответственно, на плюс. Кроме того, в поисковиках, текстовых документах и графических редакторах можно отрегулировать размеры шрифта, панелей и значков специальными сочетаниями клавиш:
- Зажать кнопку Ctrl и варьировать масштаб элементов с помощью колесика мыши. При прокрутке вперёд размеры увеличатся, при движении назад — уменьшатся.
- Удерживая Ctrl, нажимать кнопки + и — на цифровом блоке в правой части клавиатуры.
Чтобы отменить изменения и вернуть масштаб в первоначальное состояние, необходимо нажать комбинацию Ctrl+0.
Если же элементы рабочего стола, изображения и тексты в приложениях увеличиваются непропорционально, затрудняя работу пользователя, следует настроить правильное расширение экрана. Существует несколько вариантов выполнения этой задачи.
Универсальный метод
Пожалуй, самый простой способ сделать экран на компьютере меньше. Этот метод подойдёт для всех операционных систем, включая Windows XP.
Чтобы нормализовать соотношение сторон, нужно выполнить следующие действия:
Щёлкнуть правой клавишей мыши на произвольном участке рабочего стола и выбрать в контекстном меню пункт «Разрешение экрана».
- В строке «Разрешение» указать необходимый параметр, перетягивая ползунок вверх или вниз.
- Нажать кнопку ОК.
После этих манипуляций на экране появится всплывающее окно с двумя предложенными вариантами действий: сохранить либо отменить внесённые изменения. Если пользователя устраивают обновлённые параметры, следует нажать клавишу сохранения, если же нет — нужно отменить действие и повторять п. 1−3 до тех пор, пока не будут достигнуты оптимальные настройки.
С использованием Панели управления
Подобным образом уменьшают размер экрана через «Панель управления». Описанный способ поможет сделать маленькие значки в Виндовс 7 и в ОС выше. Для этого необходимо:
- Открыть меню «Пуск» и перейти к «Панели управления».
- Выбрать пункт «Оформление и персонализация».
- С помощью мышки либо кнопок клавиатуры найти строку «Настройка разрешения экрана».
- Указать в графе «Разрешение» комфортное значение и подтвердить изменения нажатием кнопки ОК.
Стоит отметить, что во всех версиях Windows начиная с Vista оптимальные параметры рабочего стола задаются ещё в момент установки ОС, однако только при условии наличия всех необходимых драйверов. Если монитор определяется системой неверно, разрешение по умолчанию тоже будет неправильным, поэтому в первую очередь необходимо убедиться в том, что Windows корректно распознаёт устройство. Проверить это можно в окне настройки разрешения — название монитора указано в строке «Экран».
В случае обнаружения несоответствий необходимо скачать недостающие драйверы (вручную либо с помощью специализированных программ) и установить их на ПК. То же самое касается ноутбуков: если изменить настройки стандартным методом не получается, нужно заглянуть на сайт производителя оборудования и скачать свежую версию ПО.
Через приложение для видеокарты
Расширить или сузить экран на компьютере, правильно отрегулировав соотношение сторон, можно также с помощью панели NVIDIA — специального предустановленного приложения для управления настройками аппаратного обеспечения. Упомянутая панель позволяет не только поменять размеры элементов рабочего стола, но и оптимизировать особые настройки — например, параметры 3D-отображения.
Чтобы воспользоваться преимуществами панели NVIDIA, нужно:
- Отыскать в строке уведомлений синюю иконку, напоминающую видеокарту, и кликнуть на ней левой клавишей мышки. Если такой иконки нет, нужно зайти в меню «Пуск», вписать в строку поиска запрос «Панель управления NVIDIA» и найти среди результатов необходимый пункт.
- Отыскать в левой части открывшегося окна строку «Изменение разрешения».
- Выбрать из предложенных параметров наиболее подходящий (желательно тот, где есть пометка «рекомендовано»).
При необходимости можно также изменить глубину цветопередачи и частоту обновления экрана (в случае, если наблюдаются различные визуальные помехи — например, мерцание изображения). Оптимальная частота обновления для электронно-лучевых мониторов — 85 Гц, для жидкокристаллических — 60 Гц.
Если предложенных вариантов недостаточно, можно создать пользовательское разрешение, нажав на кнопку «Настройка». Однако необходимо понимать, что неверно заданные параметры могут привести к искажению либо временному отсутствию изображения, а в некоторых случаях даже стать причиной поломки монитора.
Originally posted 2018-05-26 19:03:11.
Масштабирование интерфейса в Windows — история и проблемы
При покупке современного монитора или ноутбука мы очень часто сталкиваемся с тем, что картинка на экране выглядит мелкой, а если в настройках системы поставить масштаб больше, то некоторые программы начинают «мылиться». Причины такого поведения уходят корнями в бородатые 80ые, когда графические интерфейсы только-только начали появляться, так что начнем с истории возникновения таких параметров как DPI и PPI.
История появления 72 и 96 DPI
Давным-давно, когда Windows 1.0 еще был в разработке, а персональные компьютеры стоили дороже автомобилей, Apple представила миру Macintosh 128K, имеющий 9″ экран с разрешением 512х534 пикселя: на таком экране буква высотой в 72 пикселя выглядела ровно так же, как и буква высотой 1 дюйм на бумаге — так и родился стандарт 72 пикселя на дюйм (PPI — Pixel Per Inch). Тогда же, для связи изображения на экране и на бумаге, был придуман параметр DPI (Dots Per Inch — точек на дюйм), с которым можно столкнуться при сканировании документов или обработке фото. Иными словами параметр PPI — реальный: зная разрешение и диагональ монитора можно без труда узнать, сколько будет пикселей в дюйме, а параметр DPI — виртуальный, введенный лишь для усреднения и унификации при работе с текстом и на экране, и на бумаге. Если PPI монитора совпадает с DPI, под которое рассчитана система, то изображение будет выглядеть так же, как и на листе бумаги. Если PPI будет больше DPI, то картинка на экране будет меньше, чем на бумаге, и наоборот — если PPI меньше DPI то картинка на экране будет больше.
Параметр в 72 DPI был только у Apple, и Microsoft, дабы придумать что-то свое, рассчитали, что экран находится в среднем на 33% дальше, чем лист бумаги, когда мы с него читаем, и поэтому чтобы шрифт на бумаге и экране был одного размера, на экране он должен быть на 33% больше — отсюда и пошел стандарт 96 DPI (72*1.33=96):
Стандарт 96 DPI держится на ПК и до сих пор, хотя в телефонах и планшетах нередки значения в 200, 300 и даже 400 PPI — почему так? Потому что привязка к бумаге всегда была удобной при разработке приложений и выводе текста, к тому же в 80-90ых годах разрешение и размер мониторов росли более-менее пропорционально, и нужды менять стандарт не было. Но в конце 90ых прозвучали первые звоночки — стали появляться мониторы с большим разрешением (до 1600х1200), и при относительно небольших диагоналях PPI получался сильно выше 100. А так как в Windows 95/98 была строгая привязка к 96 DPI то текст на таких мониторах оказывался очень мелким. В прочем исправить этот недостаток было не трудно — ЭЛТ мониторы хорошо умели работать с несколькими разрешениями, и снизив гигантское 1600х1200 до 1024х768 можно было получить крупную и одновременно четкую картинку.
Но время шло, и на рынок стали поступать мониторы с ЖК-матрицами, и на них четко выводилось только наибольшее поддерживаемое разрешение — снижение разрешения приводило к замыливанию картинки. К тому же в погоне за красивыми цифрами производители выпускали мониторы с разрешением 1280х1024 — то есть соотношение сторон было 5:4, и поэтому при снижении разрешения до 1024х768 (чтобы текст был крупным) не только мылилась картинка, но еще и пропорции нарушались — 1024х768 имеет соотношение сторон 4:3. В общем где-то к середине нулевых стало понятно, что на Windows очень большие проблемы с масштабированием и нужно было что-то менять.
Проблемы с масштабированием интерфейса
В чем же проблема создания общего для системы масштабирования? Проблема в том, что шрифты в программах до сих пор считаются в DPI, а картинки — в пикселях. И окно программы выглядит четко и шрифты не перекрывают картинки только до тех пор, пока выполняются четко заданные создателем программы пропорции между размером текста и картинки. Теперь представим что мы выставили DPI = 150. Что произойдет с окном программы, рассчитанным под «стандартный» DPI=96? Размер шрифта, привязанный к DPI, увеличится в полтора раза, и текст может выйти за пределы отведенного для него места в программе и перекрыть картинки или вообще обрезаться, а картинки останутся все такими же мелкими. Если же окно программы — растровое изображение (то есть представляющее собой сетку пикселей), то при увеличении DPI оно просто растянется и станет нечетким:
В Windows XP Microsoft сделала первые шаги к решению проблемы — система говорит программе при запуске выставленный в ней глобальный DPI и устраняется: как там приложение отмасштабируется не ее дело. В итоге с учетом того, что разработчики приложений уже не один десяток лет писали под четко заданный DPI=96, большинство программ масштабировалось одним из двух способов, описанных выше, хотя появились первые исключения, имеющие в своем арсенале картинки нескольких разрешений и возможность адаптировать размер окна в зависимости от DPI — это в основном программы от Microsoft (браузер IE, офисный пакет и все стандартные приложения).
Масштабирование в Windows Vista, 7 и 8
К середине нулевых в Microsoft поняли, что с масштабированием нужно что-то делать, и придумали универсальный способ, проработавший без особых изменений вплоть до выхода Windows 10 в 2015 году. Он заключался в том, что теперь в системе можно выставить четко заданный глобальный DPI в процентах — за 100% разумеется принят 96 DPI, 125% — 120 DPI, 150% — 144 DPI, 200% — 192 DPI, а так же можно задать собственный DPI. В принципе это охватывало весь зоопарк устройств, начиная от FHD мониторов на 27″ (около 90 PPI) и заканчивая 2К матрицами в 13″ ультрабуках (около 200 PPI). И теперь разработчикам программ нужно всего лишь продублировать картинки в ней в 4 различных DPI, и в зависимости от системного DPI выводить в программе нужную картинку в том или ином разрешении (ну а нужный размер шрифта подтянется из системы) — в таком случае и весь текст достаточно крупный, и картинки четкие. Однако две проблемы все равно оставались:
- Многие «упертые» разработчики упорно писали программы в 96 DPI (или же банально не обновили свои программы под Windows Vista и новее). В таком случае Windows обрабатывает окно программы в 96 DPI, а потом выводит ее на экран как картинку, предварительно увеличив DPI до заданного в системе. Да, разумеется и текст и картинки в таком случае оказываются несколько размазанными, однако пропорции сохранены и работать с такой программой можно, хоть и неприятно.
В общем и целом за почти 10 лет с момента выхода Windows Vista разработчики большинства популярных приложений сделали оптимизацию как минимум под 125% масштаб, так что на большинстве современных мониторов с PPI 100-130 можно получить и четкую, и крупную картинку. Да, пользователи ультрабуков с PPI за 200 увы оказываются за бортом — мало кто из создателей программ будет заморачиваться ради 1% пользователей. Так же даже некоторые известные разработчики до сих пор не оптимизировали программы под Hi-DPI: к примеру клиенты Steam, Origin и Uplay до сих пор работают лишь с 96 DPI.
Масштабирование в Windows 10
Майкрософт не был бы Майкрософтом, если бы в Windows 10 не ввел новой алгоритм масштабирования, поломав уже почти 10 лет как существующий и хорошо работающий старый. Новый алгоритм основан на том, чтобы программы выглядели четко и крупно при любом DPI, а не только при 4ех заданных в системе (то есть так же, как и на Android, где на любом устройстве из целого зоопарка моделей программа выглядит нормально). В итоге программа, которая под Windows 8 в масштабе 150% выглядела четко и крупно, на 10ке выглядит так, как будто написана под 96 DPI и растянута системой в полтора раза. Да, разумеется некоторые программы уже адаптированы под новый способ масштабирование — например тот же браузер Google Chrome, ну а для всех других программ есть фикс, который возвращает старый тип масштабирования. Этот фикс — программа под названием XPExplorer, скачать ее можно бесплатно с официального сайта: XPExplorer. Работать с программой просто — нужно ее запустить, поставить галку напротив «Use Windows 8.1 DPI scaling», указать ниже нужный масштаб и добавить программу в автозагрузку:
Если же у Вас стоит масштаб порядка 125% и вы пользуетесь программой, которая умеет работать только с 96 DPI (100%), то можно для нее отключить масштабирование — тогда она будет выводиться в 96 DPI, что будет несколько мелко, но текст и картинки в ней будет четкими. Для этого нужно нажать правой кнопкой мыши по .exe программы, выбрать в выпавшем списке «Свойства», перейти в открывшемся окне во вкладку «Совместимость» и поставить галку напротив «Отключить масштабирование изображения при высоком разрешении экрана», после чего нажать кнопку «Применить»:
В общем и целом ситуация с масштабированием под Windows гораздо печальнее, чем под macOS, где используется всего несколько разрешений и размеров дисплеев, и проблем оптимизировать программы под несколько четко заданных PPI нет. Однако некоторые подвижки Microsoft все же делает, и есть надежда что в будущем Windows будет корректно работать на любом мониторе.