Урок 19
Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Изучаем инструменты графического редактора
Ключевые слова:
• компьютерная графика
• графический редактор
• графический фрагмент
Компьютерная графика — это разные виды графических изображений, создаваемых или обрабатываемых с помощью компьютера.
Компьютерную графику применяют представители самых разных профессий: архитекторы при проектировании зданий; инженеры-конструкторы при создании новых видов техники; астрономы при нанесении новых объектов на карту звёздного неба; пилоты при совершенствовании лётного мастерства на специальных тренажёрах, имитирующих условия полёта; обувщики при конструировании новых моделей обуви; мультипликаторы при создании новых мультфильмов; специалисты по рекламе для создания роликов; учёные для реалистического воспроизведения явлений в микромире или поведения удалённых объектов, которые невозможно наблюдать непосредственно.
Важно, что при использовании программ компьютерной графики, как и программ обработки текстов, нет необходимости брать новый лист бумаги, чтобы из-за допущенной ошибки начинать всё сначала. Неправильный фрагмент (элемент) просто удаляется из памяти компьютера, и работа продолжается дальше.
Средства компьютерной графики позволяют избавиться от утомительной и кропотливой работы, выполняемой при построении изображений вручную.
Графический редактор
Графический редактор — это программа, предназначенная для создания картинок, поздравительных открыток, рекламных объявлений, приглашений, иллюстраций к докладам и других изображений.
После запуска графического редактора Paint на экране компьютера открывается его окно, основные элементы которого показаны на рис. 31.
Рабочая область
Рабочая область — место, где вы будете рисовать. Ваш рисунок может быть маленьким и занимать небольшую часть рабочей области, а может быть таким большим, что для доступа к его отдельным частям придётся использовать полосы прокрутки. В графическом редакторе есть возможность установить нужные вам размеры рабочей области.
Выясните, как это сделать в установленной на вашем компьютере версии графического редактора Paint (Kolour Paint).
Выбор цвета
На следующем шаге работы выбирают два цвета:
основной цвет — тот, которым вы будете рисовать;
фоновый цвет — этот цвет как бы подкладывается под белую рабочую область и проявляется при использовании инструмента Ластик, а также в некоторых других ситуациях.
По умолчанию используются чёрный основной и белый фоновый цвета.
Инструменты художника
На уроках рисования вы, скорее всего, пользовались карандашами и красками. Похожие инструменты есть и в графическом редакторе.
Инструмент выбирается щелчком левой кнопкой мыши. Перемещением курсора мыши его устанавливают в нужную точку рабочей области.
Инструмент Карандаш позволяет проводить произвольные линии. Толщину и цвет линии вы можете выбрать по своему желанию.
Вы можете использовать различные художественные кисти (группа Кисти), позволяющих имитировать разные техники живописи.
Применяют эти инструменты протягиванием мыши при нажатой кнопке (левой или правой).
Для закраски замкнутой области используют инструмент Заливка. Его выбирают, устанавливают курсор в выбранную область и выполняют щелчок (левой или правой кнопкой мыши).
Если при работе с инструментами Карандаш, Кисть и Заливка вы нажимаете левую кнопку мыши, то изображение выполняется основным цветом. Если нажимаете правую кнопку — фоновым.
Инструменты чертёжника
Рисовать карандашом и кистью начинающему художнику трудно. В графическом редакторе есть несколько удобных инструментов для рисования простейших графических объектов: прямых и кривых линий, квадратов, прямоугольников, многоугольников, овалов и кругов.
С помощью инструмента Линия удобно проводить прямые линии (отрезки). Для этого следует предварительно выбрать ширину линии (один из четырёх вариантов), щёлкнуть кнопкой в начальной точке и перетащить указатель мыши в нужном направлении. Для изображения вертикальной линии, горизонтальной линии и линии с наклоном 45° при их создании следует удерживать нажатой клавишу .
С помощью инструмента Кривая можно изображать кривые линии, состоящие из одной или двух дуг:
Кривая | Как это сделать |
1. Активизировать инструмент Кривая. 2. Выбрать толщину линии. 3. Изобразить прямую линию — щёлкнуть кнопкой мыши в начальной точке и, перетащив указатель мыши в нужном направлении, отпустить его. 4. Установить указатель мыши в вершину будущей дуги и, нажав кнопку мыши, при необходимости изменить кривизну дуги, перетаскивая указатель; достигнув нужного результата, отпустить кнопку мыши. 5. Выполнить щелчок левой кнопкой мыши | |
1. Активизировать инструмент Кривая. 2. Выбрать толщину линии. 3. Изобразить прямую линию — щёлкнуть кнопкой мыши в начальной точке и, перетащив указатель мыши в нужном направлении, отпустить его. 4. Установить указатель мыши в вершину первой дуги и, нажав кнопку мыши, при необходимости изменить кривизну дуги, перетаскивая указатель; достигнув нужного результата, отпустить кнопку мыши. 5. Установить указатель мыши в вершину второй дуги и выполнить те же действия, что и в п. 4 |
В графическом редакторе Paint можно очень легко построить такие геометрические фигуры, как овал, прямоугольник и скругленный прямоугольник, треугольник и прямоугольный треугольник, ромб, пятиугольник, шестиугольник, звёзды (четырёхконечную, пятиконечную и шестиконечную) и некоторые другие.
Строить их нужно так:
1. Активизировать нужный инструмент.
2. Поместить указатель мыши в ту часть экрана, где должна быть построена фигура.
3. Нажать левую кнопку мыши и перетащить указатель мыши по диагонали.
Чтобы нарисовать квадрат и окружность, при использовании инструментов Прямоугольник и Овал следует удерживать нажатой клавишу .
С помощью инструмента Многоугольник можно изображать замкнутые ломаные линии причудливой формы. Делать это нужно так:
1. Активизировать инструмент Многоугольник.
2. Изобразить одно звено ломаной (установить указатель в определённое место рабочей области и перетащить его в нужном направлении), отпустить кнопку мыши.
3. Поочерёдно выполнить щелчки в других вершинах ломаной — каждая следующая вершина соединится отрезком с предыдущей.
4. В последней вершине выполнить двойной щелчок — последняя вершина соединится с первой.
Чтобы многоугольник содержал углы по 45° и 90°, при перемещении указателя мыши следует удерживать нажатой клавишу .
Когда активизирован любой из инструментов группы Фигуры, становятся доступными инструменты Контур и Заливка.
Редактирование рисунка
Графический редактор Paint дает возможность удалить, переместить, скопировать, вырезать и вставить, а также изменить определённым образом любую часть изображения. Соответствующие инструменты собраны в группе Изображение.
Прежде всего нужно указать (выделить) нужную область — фрагмент.
Для выделения фрагмента предназначены два инструмента: Выделение прямоугольной области; Выделение произвольной области (рис. 32).
Для выделения прямоугольной области указатель перетаскивают по диагонали через область, подлежащую выделению.
Для выделения области произвольной формы указатель протаскивают вокруг нужной части рисунка.
Снимается выделение щелчком в любом месте вне выделенной области.
Любой из инструментов выделения фрагментов можно использовать в двух вариантах: непрозрачный фрагмент (захватываются также части выделенной области, имеющие цвет фона); прозрачный фрагмент (не захватываются части выделенной области, имеющие цвет фона).
Выделенный фрагмент можно:
• удалить — фрагмент исчезнет, а его место заполнится цветом фона;
• переместить методом перетаскивания в любое место рабочей области, при этом прежнее место расположения фрагмента заполнится цветом фона;
• перетащить так, что он оставит фигурный след (удерживать нажатой левую кнопку мыши и клавишу );
• вырезать (инструмент Вырезать в группе Буфер обмена) — фрагмент исчезнет с экрана и поместится в буфер обмена, а его место на холсте заполнится цветом фона;
• вставить из буфера обмена в место рабочей области (рис. 33) (инструмент Вставить в группе Буфер обмена);
• копировать (инструмент Копировать в группе Буфер обмена) — фрагмент останется на прежнем месте, а его точная копия поместится в буфер обмена;
• размножить перетаскиванием при нажатой клавише — очередная копия фрагмента будет появляться всякий раз, когда кнопка мыши будет отпущена;
• преобразовать (повернуть, растянуть, наклонить) (рис. 34).
Исправление ошибок
Существует несколько способов исправления ошибок.
Инструмент Ластик применяют, если область для внесения изменений небольшая. Изображение стирается протягиванием. Очищаемая область принимает цвет, заданный в качестве фонового.
Если требуется перерисовать большую область рисунка, то надо поступить так:
1. Выделить произвольную или прямоугольную область.
2. Нажать клавишу . При этом очищенная область зальётся цветом фона.
Если рисунок не удался совсем, то можно начать работу заново, предварительно выполнив команды Выделить всё — Удаление.
Помните, что в графическом редакторе Paint можно отменить последние действия. Для этого служит инструмент Отменить. Инструмент Вернуть позволяет вернуться к исходному варианту.
САМОЕ ГЛАВНОЕ
Компьютерная графика — это разные виды графических изображений, создаваемых или обрабатываемых с помощью компьютера.
Графический редактор — это программа, предназначенная для рисования картинок, поздравительных открыток, рекламных объявлений, приглашений, иллюстраций к докладам и других изображений.
Графический редактор позволяет:
• выбирать цвет и толщину линий рисунка;
• с помощью специальных инструментов вычерчивать окружности, прямоугольники и другие фигуры;
• заливать нужным цветом замкнутые контуры;
• удалять, копировать, перемещать, размножать и изменять выделенные части рисунка (фрагменты);
• изменять масштаб изображения (увеличивать изображение для проработки его мелких деталей);
• добавлять текстовую информацию;
• отменять последние действия.
Для ввода графической информации используются клавиатура, мышь, сканер или графический планшет.
Вопросы и задания
1. Расскажите о наглядных формах представления информации.
2. Что вы понимаете под компьютерной графикой? Где она применяется? Приведите примеры.
3. Что такое графический редактор? Каковы его основные возможности?
4. Как осуществляется ввод графической информации в компьютер?
Урок 17
Системная среда Windows
14.5. Графический интерфейс и его объекты
Изучив эту тему, вы узнаете:
— назначение и особенности системной среды Windows;
— что такое файл, параметры файла и действия над ним;
— что такое папка, параметры папки и действия над ней;
— какова роль программы Проводник;
— особенности графического интерфейса в среде Windows;
— роль приложений и документов в среде Windows;
— что такое буфер обмена и его назначение;
— что такое технология OLE и ее основные понятия.
| ||
Понятие графического интерфейсаТермин «интерфейс» широко используется в областях, где человеку приходится иметь дело с обработкой информации на компьютере. Существуют различные интерфейсы: интерфейс ввода-вывода, интерфейс пользователя, внешний или внутренний интерфейс, интеллектуальный интерфейс, человеко-машинный интерфейс, программный интерфейс и еще несколько десятков всевозможных интерфейсов.
Знакомясь со средой Windows, вы в первую очередь интересуетесь теми средствами и правилами, которые позволят пользователю управлять работой компьютера. Интерфейс, организующий взаимодействие пользователя и компьютера, получил название пользовательского.
В среде Windows программы организуют для человека «дружественный», удобный для пользователя интерфейс. Достигается это благодаря широкому применению графических средств: рисунков, специальных значков, цветового оформления, оригинального дизайна экрана и др. Подобный пользовательский интерфейс стал называться графическим интерфейсом. Графический интерфейс—пользовательский интерфейс, в котором для взаимодействия человека и компьютера применяются графические средства. Роль и структура оконОснову графического интерфейса Windows составляет хорошо организованная система окон. В окнах ведется диалог пользователя с компьютером, раскрываются приложения и документы (см. п. 14.6).
Окна отличаются друг от друга, но все они имеют общие элементы. Окно можно рассматривать как объект системной среды Windows, который, в свою очередь, состоит из более простых, элементарных объектов. Разные сочетания этих элементов определяют многообразие окон. В одних окнах присутствует большинство стандартных элементов, в других — лишь ограниченный набор. Над объектом «Окно» можно выполнить ряд действий: открыть, закрыть, свернуть, переместить, изменить размер. На примере окна, изображенного на рисунке 14.4, рассмотрим стандартный набор элементов, которые могут встретиться в любом окне. 1. Граница окна — линия, которая его обрамляет. При подведении указателя мыши к границе окна он превращается в двухстороннюю стрелку. Это указывает на возможность изменить размеры окна. Надо нажать левую кнопку мыши и переместить границу в сторону. 2. Строка заголовка — строка, в которой выводится имя приложения или документа. Если эта строка выделяется цветом, то данное окно активно, если нет — пассивно. Активное окно можно переместить, установив указатель мыши на строке заголовка, нажать левую кнопку мыши и, не отпуская ее, перетащить мышь вместе с окном в другое место. Рис. 14.4. Стандартный набор элементов окна 3. В правом верхнем углу расположены кнопки управления окном: 4. Кнопка в левом верхнем углу окна вызывает системное меню, которое содержит стандартный набор команд управления окном: восстановить, переместить, свернуть, развернуть, изменить размер, закрыть. 5. В рабочем поле окна размещаются другие окна или результат работы пользователя. 6. Строка основного меню содержит имена меню. Щелчок на имени вызывает появление соответствующего меню с перечнем команд. Работа в большинстве программ основана на выборе команд в этом меню. Например, меню Файл содержит команды для работы с файлами: создать, открыть, закрыть, сохранить. 7. Панель инструментов представляет собой набор командных кнопок для быстрого выбора команд мышью. Кнопки дублируют выполнение часто используемых команд. 8. Строка состояния отображает информацию о режимах работы приложения или о состоянии объектов окна. Таблица 14.5. Команды для управления вертикальной полосой прокрутки 9. Полосы прокрутки по вертикали и горизонтали используются для просмотра содержимого окна, если вся информация не помещается в видимой части рабочего поля. Полоса прокрутки состоит из трех элементов: кнопок со стрелками на концах полосы, ползунка и полей выше/ниже либо правее/левее ползунка. Действия с полосами прокрутки выполняются при помощи мыши. В таблице 14.5 приведены команды для вертикальной полосы прокрутки. Аналогично будут выполняться команды для горизонтальной полосы. Среди многообразия окон выделим три основных вида в зависимости от назначения окна: окно диалога, окно приложения и окно документа1. Рассмотрим их. Окно диалога сообщает пользователю определенную информацию и предлагает ввести параметры, уточняющие выбранное действие (рисунок 14.5). Рис. 14.5. Окно диалога Для ввода параметров используются разнообразные элементы управления: 1. Вкладки — окна диалога, расположенные одно под другим, так что видны только их корешки. Выбрать любую вкладку можно щелчком мыши на корешке. 2. Командные кнопки имеют прямоугольную форму и служат для выполнения написанных на них команд. Выполнить команду можно щелчком мыши на кнопке. 3. Кнопки переключателя служат для установки одного значения параметра из нескольких предложенных. Эти кнопки изображаются в виде кружков. Признаком выбора значения параметра служит появление точки внутри кружка после щелчка на нем мышью. 4. Флажки предназначены для включения и выключения режимов. Флажки имеют форму квадратиков и при включении помечаются крестиком или галочкой (на рисунке 14.5 флажки отсутствуют). 5. Раскрывающийся список служит для выбора одной записи из предлагаемого перечня. 6. Текстовое поле служит для ввода текста или числовых данных. Иногда текстовое поле совмещается с другим элементом управления — со счетчиком (как на рисунке 14.5), позволяющим вводить числа непосредственно или изменять значения с определенным шагом как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. 7. В окне предварительного просмотра отображается вид объекта, оформленный в соответствии с установленными параметрами. Рис. 14.6. Окно приложения Рис. 14.7. Окна документов в окне приложения Окно приложения (рисунок 14.6) является интерфейсом конкретной программы. Окно документа предназначено для отображения документа, открытого в приложении. Оно находится внутри окна приложения (рисунок 14.7). Рабочий столХорошо организованный рабочий стол — залог успеха в любом деле. Писателю, ученому или ученику необходим письменный стол с удобно расположенными письменными принадлежностями. Хозяйке на кухне нужен кухонный стол, где под руками столовые приборы, специи, посуда. Столяру не обойтись без верстака с набором столярных инструментов. На рабочем столе должны лежать предметы, необходимые для работы. Как рубанок или стамеска неуместны на кухонном столе, так и терка — на верстаке у столяра, а отвертка — на столе руководителя в офисе. На рабочем столе очень важен порядок. Windows может быть настроена как угодно, и ниже будет описана стандартная конфигурация, предложенная разработчиками и задаваемая на компьютере по умолчанию. В системной среде Windows пользовательский интерфейс реализован с помощью графического объекта Рабочий стол. Он представляет собой изображение на экране монитора, которое появляется после загрузки Windows. Рабочий стол Windows предназначен для работы пользователя на компьютере, поэтому на нем расположены необходимые для этой работы объекты. Среди них обязательными являются Мой компьютер и Корзина (рисунок 14.8). Мой компьютер позволяет пользователю получить доступ ко всем папкам и файлам, к различным устройствам компьютера и к их настройке. Корзина предназначена для временного хранения удаленных папок и файлов подобно корзине для бумаг у рабочего стола. В нее можно выбрасывать ненужные бумаги, документы. Пока корзину не очистили, еще есть возможность вернуть то, что было удалено по ошибке. Рис. 14.8. Рабочий стол Вдоль нижней кромки экрана тянется строка — это Панель задач, которая тоже является объектом Рабочего стола. Она похожа на приборную панель в автомобиле — с ее помощью можно управлять программной средой Windows и следить за ее состоянием. Название любой запущенной задачи появляется в этой строке. Справа на Панели задач расположены часы и календарь. Часы всегда видны на экране, а сообщение о дате и дне недели появляется при подведении указателя мыши к часам. Рядом с часами находится индикатор клавиатуры, который показывает, в каком состоянии она находится: в режиме ввода русских (Ru) или английских (En) букв. Если выполнить щелчок левой кнопкой мыши на индикаторе, то появится меню, позволяющее установить желаемый режим клавиатуры. Практически всегда работа в Windows начинается с кнопки Пуск, расположенной слева на Панели задач. Она предназначена для раскрытия Главного меню, которое позволяет запустить любое приложение. Каждый пункт меню содержит свой значок и имя. Некоторые пункты меню сопровождаются значком стрелки. Это говорит о том, что данный пункт содержит вложенное меню (подменю). Параметрами Рабочего стола как объекта Windows являются: фон, заставка, оформление и другие. Изменяя параметры Рабочего стола, вы можете выбрать его дизайн по своему вкусу. ПрактикумОсвоение системной среды Windows XPЗапуск программ (приложений)Выполнив задания этой темы, вы научитесь: — запускать приложения из меню Пуск; Задание 1.241. Запустите из меню Пуск графический редактор Paint. 2. Запустите из меню Пуск программу Калькулятор. 3. Создайте на диске С: папку Игры и скопируйте в нее несколько программ, например игру Сапер и программу Блокнот. 4. Из программы Проводник запустите игру Сапер и программу Блокнот, находящиеся в папке Игры. 5. Из папки МОЙ компьютер запустите любую программу, находящуюся в папке Игры. 6. Завершите работу в среде Windows и выключите компьютер. Технология работы1. Запустите графический редактор Paint из меню Пуск: • щелкните на кнопке Пуск на панели задач; 2. Запустите Калькулятор из меню Пуск: • щелкните на кнопке Пуск на панели задач;
3. Создайте на диске С: папку Игры, воспользовавшись технологией, описанной в теме 1.2 (задание 1.8), и скопируйте в нее несколько программ, например игру Сапер (файл winmine.exe) и программу Блокнот (файл notepad.exe) из папки C:\Windows\ System32. 4. С помощью программы Проводник запустите игру Сапер из папки Игры (рис. 1.9): • щелкните на кнопке Пуск на панели задач; Рис. 1.9. Запуск приложения из программы Проводник 5. Запустите программу Блокнот, находящуюся в папке Игры, используя системную папку Мой компьютер: • дважды щелкните на значке Мой компьютер на Рабочем столе; 6. Завершите работу в среде Windows и выключите компьютер: • щелкните на кнопке Пуск на панели задач; Задания для самостоятельной работыЗадание 1.25.Скопируйте программу Калькулятор (calc.exe) из папки C:\Windows\System32 в папку Игры и запустите ее разными способами: • из меню Пуск; Задание 1.26.Перезагрузите компьютер, используя команду меню Пуск ► Выключение и кнопку Перезагрузка. Задание 1.27.Завершите работу в среде Windows и выключите компьютер. Работа в Windows как в многозадачной средеВыполнив задания этой темы, вы научитесь: — работать в программе Калькулятор; Задание 1.28Запустите программу Калькулятор и вычислите количество минут в году.
Рассмотрите обычный интерфейс программы Калькулятор (рис. 1.10). Работа с программой происходит так же, как и при использовании обычного карманного калькулятора. Ввод чисел, операций и команд осуществляется с помощью мыши или с клавиатуры. Технология работы1. Запустите программу Калькулятор, выбрав в меню Пуск команду Все программы ► Стандартные ► Калькулятор. 2. Выберите команду меню Вид ► Обычный. 3. Вычислите с помощью Калькулятора количество минут в году, перемножив количество суток в году, количество часов в сутках и количество минут в часе: — • введите с помощью мыши число 365, щелкнув в окне Калькулятора на кнопках с цифрами 3, 6 и 5, — число 365 появится в строке ввода; 4. Закройте программу Калькулятор щелчком на кнопке управления окном Закрыть. Задание 1.29Запустите текстовый редактор WordPad, создайте и сохраните документ с именем Haбop.txt.
Окно текстового редактора WordPad представлено на рис. 1.11, назначение пунктов меню приведено в табл. 1.2. При подготовке текстового документа выполняются следующие шаги: ♦ ввод текста; Правила ввода текста ♦ Для ввода заглавных (прописных) букв нажмите клавишу с буквой, удерживая нажатой клавишу Shift. Технология работы1. Создайте на диске С: папку WordPad. 2. Запустите программу WordPad, выбрав в меню Пуск команду Все программы ► Стандартные ► WordPad. 3. Создайте текстовый документ по образцу на рис. 1.12. 4. Сохраните документ: • выберите в меню команду Файл ► Сохранить как; Задание 1.30Выполните переключение между несколькими запущенными приложениями. Технология работы1. Запустите программы Калькулятор, WordPad, Paint; каждая из программ будет запущена в своем окне. 2. Выполните переключение между задачами, щелкая мышью на любом видимом участке окна программы. 3. Выполните переключение между задачами, щелкая мышью на значке программы на панели задач. 4. Выполните переключение между задачами, используя комбинацию клавиш Alt+Tab: • нажмите на клавиатуре клавишу Alt и, не отпуская ее, нажмите клавишу Tab — появится окно, в котором значками будут обозначены все запущенные программы, причем один из значков будет выделен рамкой; 5. Закройте все запущенные вами программы. Задания для самостоятельной работыЗадание 1.31.Запустите программу Калькулятор и вычислите количество часов и минут в одном столетии. Задание 1.32.Запустите программу Калькулятор и вычислите площадь вашей квартиры. Задание 1.33.Запустите программу WordPad и напишите в ней письмо своему другу; сохраните созданный файл. Задание 1.34. Осуществите переключение между запущенными приложениями всеми известными вам способами. |